Типичные нарушения, выявляемые при осуществлении мониторингов за соблюдением законодательства об охране труда
в учреждениях образования.
1. Наниматель приказом о назначении должностных лиц, ответственных за охрану труда, не назначает своего заместителя ответственным за организацию охраны труда и осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда.
Справочно. В соответствующих приказах о назначении должностных лиц назначаются ответственные за организацию охраны труда, при этом не назначаются ответственные за осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в учреждении образования, что является нарушением (ст. 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда»).
2. Распространенной ошибкой является ведение протоколов проверки знаний по вопросам охраны труда не в соответствии с установленной формой.
Справочно. Форма протокола проверки знаний по вопросам охраны труда утверждена приложением к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 №210 (в ред. Постановления от 29.05.2020 №55).
3. Нанимателем в приказе по созданию комиссии для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда не назначаются заместитель председателя и секретарь комиссии.
Справочно. Приказом о создании комиссии для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда в учреждении образования назначаются председатель, заместитель председателя, секретарь. Члены комиссии (п. 3 Приложения о порядке создания и деятельности комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденного Постановлением №210).
4. В инструкциях по охране труда для сторожа в главе «Общие требования по охране труда» отсутствует требование о необходимости прохождения стажировки.
Справочно. Согласно п.32 Инструкции о порядке разработки и принятия работодателям локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 №176 (в ред. Постановления от 30.04.2020 №44),в главе «Общие требования по охране труда» инструкции по охране труда быть отражены требования по охране труда по допуску работающих к работе по соответствующей профессии рабочего и (или) виду работ (услуг) с учетом возраста, пола состояния здоровья, наличия необходимой квалификации, прохождения обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда и т.п.
5. Распространенным нарушением является ведение нанимателем журналов регистрации вводного инструктажа по охране труда и журнала регистрации инструктажа по охране руда устаревшей формы.
Справочно. Новые формы журнала регистрации вводного инструктажа по охране труда и журнала регистрации инструктажа по охране труда установлены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 №175 (в ред. Постановления от 29.05.2020 №54) «О порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний, работающих по вопросам охраны труда») (далее — Постановление №175) (соответственно приложение 2 и приложение 3 к постановлению.
6. Нанимателями нарушаются требование, предъявляемое к должностному лицу, проводящему вводный инструктаж по охране труда.
Например, проведение вводного инструктажа по охране труда поручается должностному лицу, на которое приказом не возложены обязанности специалиста по охране труда.
Справочно. Вводный инструктаж по охране труда при приеме на работу с работающими проводит должностное лицо нанимателя, на которое приказом возложены обязанности специалиста по охране труда (п. 19 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний, работающих по вопросам охраны труда, утвержденной Постановлением №175).
7. Нанимателями не актуализируется программа вводного инструктажа по охране труда. Например, нанимателем программа вводного инструктажа по охране труда была утверждена в 2019 г. без учета вступивших в силу в 2020-2022 гг. изменений в Трудовой Кодекс Республики Беларусь, а также в законодательство об охране труда.
Основная задача охраны труда – профилактика и предотвращение производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а также минимизация социальных последствий. Безопасность должна стать для каждого образом жизни, неотъемлемой и строго выполняемой частью его обязанностей.
Право на труд, справедливое вознаграждение за него, а также на здоровые и безопасные условия труда относятся к основополагающим правам граждан, гарантированным Конституцией Республики Беларусь.
В целях реализации данных прав в республике сформирована соответствующая законодательная база, регламентирующая права и обязанности, как нанимателей (работодателей), так и работников (работающих). Ее основу образуют Трудовой кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «Об охране труда», акты Главы государства, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения, а также принятые в их развитие нормативные правовые акты и технические правовые акты.
Государственное учреждение «Гомельский областной центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций в сфере образования» осуществляет свою деятельность в области охраны труда на основании Указа Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2019 г. № 475 «Об обеспечении деятельности бюджетных организаций» в порядке и на условиях договоров «Об оказании услуг для обеспечения деятельности бюджетной организации» заключенных с организациями.
В перечень оказания услуг в области охраны труда государственного учреждения «Гомельский областной центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций в сфере образования» входит: осуществление деятельности, связанной с реализацией мероприятий по охране труда, оказание организационно-методической помощи в оборудовании информационных стендов, уголков по охране труда и технике безопасности.
Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда
Правовой основой организации работы по охране труда в республике является Конституция Республики Беларусь (ст. 41, 45, 46).
Ст. 41 гарантирует гражданам Республики Беларусь право на труд, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда. Ст. 45 гарантирует гражданам Республики Беларусь право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, а ст. 46 – право на благоприятную окружающую среду.
Положения Конституции конкретизированы в Трудовом кодексе Республики Беларусь, а также в постановлениях, приказах, распоряжениях государственных органов, министерств и ведомств.
Трудовой кодекс определяет основные обязанности, права работников и нанимателей, гарантии прав работников, ответственность нанимателей и работников; предусматривает систему государственного и общественного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда; регламентирует деятельность службы охраны труда.
Существует также целый ряд нормативных документов, регулирующих вопросы охраны труда, а именно:
Наименование документа
|
Орган (лицо),
принявший (издавшее) документ, дата и номер постановления (приказа) об утверждении документа
|
Информация
об актуализации
(последней
редакции)
|
Закон Республики Беларусь «Об охране труда»
|
23.06.2008 № 356-З
|
от 18.12.2019 N 274-З
|
О мерах по реализации Директивы Президента Республики Беларусь
от 11 марта 2004 г. № 1
|
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 декабря 2015 г. № 1065
|
от 17.08.2018 N 608
|
Указ Президента Республики Беларусь «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»
|
16.10.2009 г. № 510
|
от 31.12.2019 N 499
|
Рекомендации по разработке системы управления охраной труда в организации
|
приказ Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 30 декабря 2019 г. № 108
|
|
Типовое положение о службе охраны труда организации
|
постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.09.2013 № 98
|
от 30.04.2020 N 43
|
Инструкция о порядке разработки и принятия работодателями локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг)
|
постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 28.11.2008 № 176
|
от 30.04.2020 N 44
|
Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда
|
постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 28.11.2008 № 175
|
от 29.05.2020 N 54
|
О порядке создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам охраны труда
|
постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
от 30.12.2008 № 210
|
от 29.05.2020 N 55
|
Инструкция о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделения
|
постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.05.2020 № 51
|
|
Инструкция о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих
|
постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 29.07.2019 № 74
|
|
Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты
|
постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209
|
от 27.06.2019 N 30
|
О нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами
|
постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 208
|
|
Правила охраны труда при работе на высоте
|
постановление Министерства труда Республики Беларусь
от 28.04.2001 г. № 52
|
19.11.2007 N 150
|
Инструкция о порядке планирования и разработки мероприятий по охране труда
|
постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28.11.2013 № 111
|
от 30.04.2020 N 43
|
Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
|
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30
|
от 22.05.2020 N 306
|
Концепция «Нулевой травматизм» в системе управления охраны труда
(глава 24 Рекомендации по разработке системы управления охраной труда в организации (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 30.12.2019 № 108)
Концепция «Нулевой травматизм» (Vision Zero) разработана Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) и представлена в г. Сингапуре 4 сентября 2017 г. на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда.
Концепция «Нулевой травматизм» (Vision Zero) – это качественно новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства.
Концепция предлагает семь «золотых правил», реализация которых будет содействовать работодателю в снижении показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Следование каждому из этих правил предполагает серьезную организационную работу и применение специального инструментария, позволяющего достичь поставленные цели.
Семь «золотых правил» концепции «Vision Zero»
Правило N 1 «Стать лидером — показать приверженность принципам»(далее — Правило N 1).
Будьте лидером – поднимите знамя! Ваше поведение как руководителя имеет решающее значение для успеха или неудачи в развитии охраны труда на вашем предприятии.
Каждый работодатель и специалист несёт ответственность за охрану труда в учреждении. Качество руководства определяет не только практику в области охраны труда, но и собственную привлекательность, успешность и устойчивость. Оно требует открытого взаимодействия и чёткой культуры управления. Качественное руководство характеризуется в том числе предсказуемостью, последовательностью и вниманием к деталям.
Руководители и заместители руководителей показывают другим пример для подражания. Они устанавливают правила и сами следуют им. Они обеспечивают понимание этих правил и их выполнение всеми работниками предприятия. Любое нарушение требует немедленной реакции! Оцените ситуацию! Выявление факторов риска должно поощряться. То, как поступают сами руководители, их заместители с чем они мирятся и на чём настаивают, определяет норму поведения работников.
Правило N 2 «Выявлять угрозы – контролировать риски»
Оценка рисков является важным инструментом, позволяющим своевременно и систематически выявлять опасность и риски, а также принимать превентивные меры. Дополнительно должны оцениваться аварийные, предаварийные и травмоопасные ситуации.
Вы поступаете рационально, анализируя угрозы и риски, чтобы предупредить производственные аварии и сбои, что позволяет вам оценивать потенциальные факторы риска, а также определять и документировать необходимые превентивные меры. Поэтому этим инструментом сегодня пользуются во всём мире.
Оценки рисков, осуществляемые должным образом и на систематической основе, являются важной темой практического инструктажа работников предприятия. Анализ аварийных, предаварийных и травмоопасных ситуаций позволяет выявлять вопросы, требующие особого внимания или потенциальных улучшений.
Правило N 3 «Определять цели – разрабатывать программы»
Успех в деле охраны труда требует постановки ясных целей и принятия конкретных практических шагов, что должно быть предусмотрено в отдельной программе.
Безопасность и гигиена труда включает множество аспектов. Расставьте приоритеты, установите ясные цели в области охраны труда на предприятии и постарайтесь достичь их в среднесрочной перспективе, например, в рамках трёхлетней программы.
Существует несколько вариантов целенаправленного программного подхода: вы ставите целью неуклонное снижение числа производственных аварий, либо вы выделяете вопросы, которым следует уделить основное внимание, например, работе с оборудованием, эксплуатации вилочных погрузчиков и использованию индивидуальных средств защиты или снижению уровня загрязнения рабочей среды пылью. Как только ваши работники поймут, что вас лично беспокоит их безопасность и здоровье и что на предприятии предпринимаются определённые шаги в этом направлении, успех не заставит себя ждать. Вам следует регулярно информировать работников об успешном продвижении к поставленным целям.
Правило N 4 «Создать систему безопасности и гигиены труда – достичь высокого уровня организации»
Систематическая работа по совершенствованию охраны труда на предприятии – это хорошая идея. Она не требует больших усилий и окупает себя.
Имея высокоорганизованную систему охраны труда, любое предприятие работает без сбоев, поскольку уменьшается число неисправностей, простоев и проблем с качеством продукции. Это веский довод в пользу эффективной организации охраны труда – все это окупится!
Вам помогут перечни контрольных вопросов. Тем, кто хочет добиться большего, следует создать систему управления охраной труда как основу для постоянного совершенствования. Успешный аудит после её внедрения открывает путь к сертификации и признанию.
Правило N 5 «Обеспечивать безопасность и гигиену труда на рабочих местах при работе со станками и оборудованием»
Безопасные производственные помещения, оборудование и рабочие места являются обязательными условиями безаварийной работы. Кроме того, должно учитываться влияние производственной среды на здоровье работников.
Эффективные стратегии в области охраны труда предусматривают технические, организационные и индивидуальные меры. Меры технического характера имеют первостепенное значение. Поэтому крайне важно обеспечить соответствие станков, помещений, оборудования и рабочих мест требованиям действующих стандартов по охране труда, а также исключить или минимизировать вредное воздействие на здоровье работников.
Естественно, не всегда имеется возможность использовать новейшие технологии. В таких случаях необходима модернизация. Уже доказала свою состоятельность практика информирования отдела снабжения о том, что на первом месте должны стоять вопросы безопасности и что безопасное оборудование должно быть частью любого производственного процесса. Необходимо помнить, что большинство несчастных случаев происходит во время экстренного или планового ремонта и технического обслуживания, поскольку проведению этих работ зачастую препятствует конструктивные особенности объекта либо они проводятся без использования средств защиты или с их использованием в неисправном состоянии. Администрация учреждения должна не допускать подобных ситуаций.
Правило N 6 «Повышать квалификацию – развивать профессиональные навыки»
Инвестируйте в обучение и профессиональную подготовку своих работников и следите за тем, чтобы квалификация каждого из них соответствовала занимаемой должности.
После аварии часто задаётся вопрос: «Как это могло случиться?». Технические средства и производственное оборудование работают все быстрее и эффективнее, но в то же время они становятся все сложнее и чаще выходят из строя. Тем более важно систематически привлекать на рабочие места высококвалифицированный и хорошо подготовленный персонал. Руководство учреждения несёт ответственность за подготовку детальных квалификационных требований для каждой должности в учреждении и за соответствие квалификации каждого работника его обязанностям.
Характер рабочих мест непрерывно меняется. Знания устаревают все стремительнее, а профессиональные навыки работников требуют регулярного обновления. Как никогда в прошлом обязательными условиями становятся профессиональная подготовка и непрерывное обучение; при этом исключений не делается и в отношении представителей руководства и администрации учреждения!
Правило N 7 «Инвестировать в кадры – мотивировать посредством участия»
Мотивируйте своих работников, привлекая их к решению всех вопросов охраны труда. Эти инвестиции окупаются!
Поощрение сотрудников к соблюдению правил техники безопасности является одной из главных обязанностей руководителя. Учреждения, которые заботятся о работниках и активно вовлекают их в процесс охраны труда, получают возможность максимально использовать важный актив – знания, способности и идеи работников.
Если с работником советуются, например, когда оцениваются риски или разрабатываются рабочие инструкции, он активнее стремится следовать правилам. Повышению мотивации способствует проведение регулярных интерактивных мероприятий и информационных дней, в ходе которых можно приобрести практический опыт и знания об охране труда. Ничего не стоит похвалить работников за соблюдение правил безопасности, узнать их мнение, поинтересоваться, как они решают сложные производственные задачи, и немедленно отреагировать на неосторожные действия или опасную ситуацию.
В то же время это помогает формировать личную позицию работников и мотивирует их к безопасной, вдумчивой и, главное, уверенной работе.
Цель заключается в том, чтобы каждый работников заботился о себе, равно как и о своих коллегах. «Один за всех, все за одного»!
Обучение и проверка знаний работников по вопросам охраны труда
Согласно статьям 13 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» и 226 Трудового кодекса Республики Беларусь работодатель (наниматель) обязан осуществлять (обеспечить) подготовку (обучение), переподготовку, стажировку, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний работающих (работников) по вопросам охраны труда в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
Обучение и повышение уровня знаний руководителей и специалистов по вопросам охраны труда осуществляются при всех видах обучения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 23.06.2008 N 356-З «Об охране труда» (в редакции от 12.07.2013 No 61-З), Инструкцией о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 N 175 (далее — Инструкция).
С целью реализации норм Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» и постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 «Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда» руководители и специалисты не позднее месяца со дня назначения на должность и периодически в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, но не реже одного раза в три года, проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда»).
Руководители учреждений, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда, могут быть привлечены к административной ответственности (Статья 9.17. КоАП РБ).
Повышение квалификации по вопросам охраны труда для руководителей, заместителей и членов комиссии осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет. Инженеры по охране труда обязаны проходить повышение квалификации по мере необходимости но не реже одного раза в 3 года.
Обучение (повышение квалификации) по вопросам охраны труда можно пройти в учреждениях образования:
(на бесплатной основе для учреждений образования подведомственных главному управлению образования Гомельского облисполкома)
ГУО «Гомельский областной институт развития образования» ( г. Гомель, ул. Юбилейная, 7), тел. 8 (0232) 33-93-74 (приемная), www.iro@iro.gomel.by).
(на платной основе)
- Научно-образовательный центр охраны труда и промышленной безопасности ГУО «Республиканский институт высшей школы» (г. Минск, ул. Московская, 15; тел. (8017) 200-89-83, (8017) 322-04-01, 375 (29) 629 59 63, nihe.bsu.by);
- Республиканский центр охраны труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (г. Минск, пр. Победителей, 23/2 комн. 804 (8-ой этаж) тел. (8017) 226-03-58, (8017) 203-01-38, rcot.by);
- Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (г. Минск, ул. В.Хоружей, 29, тел. (8017) 334-86-37, (8017) 334-87-95);
- ООО «Сфера технологий безопасности» (г. Минск, пр.Партизанский; 2/15-2, тел. (8017) 369-08-50, (8017) 369-10-02, +375 44 771 72 72, sferatb.by. (повышение квалификации, семинары по охране труда);
- Центр поддержки предпринимательства ОДО «ПрофиТруд» (ул.Чапаева, 3, ком.324, тел. (8017) 325 35 31, (8017) 336-00-84, +375 (44) 703-90-53 profitrud.by);
- Государственное учреждение образования «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «КАДРЫ ИНДУСТРИИ» (центр охраны труда и технической безопасности) (г. Минск, ул. Карбышева, 25; тел. (8017) 272-51-78, (8017) 348-30-61 , ki.by);
- Государственное учреждение образования «Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки кадров по менеджменту и развитию персонала БНТУ» (г. Минск, ул. Минина, 23, кор.2, к.204, тел/факс: (8017) 219-77-08, (8017) 380-56-98);
- Учреждение «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов «ПрофАДР» (ул.Казинца, 4, к.103, тел. (8017) 264–85–24, (8017) 264–85–43, profadr.by);
и другие.
Права и обязанности работника в области охраны труда
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон) направлен на регулирование общественных отношений в области охраны труда и реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на здоровые и безопасные условия труда.
Законом определены права работающего на охрану труда и его обязанности в области охраны труда, обязанности работодателя по обеспечению охраны труда и его права в области охраны.
Обязанности, возлагаемые на стороны, подкреплены соответствующими правами необходимыми для их выполнения. Обязанности работника в области охраны труда взаимосвязаны с обязанностями нанимателя.
Статья 11 Закона. Право работающего на охрану труда
Работающий имеет право на:
получение от работодателя достоверной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, а также о средствах защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
обучение безопасным методам и приемам работы, проведение инструктажа по вопросам охраны труда;
личное участие или участие через своего представителя, уполномоченного в соответствии с законодательством, в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда, проведении контролирующими (надзорными) органами в установленном порядке проверок соблюдения законодательства об охране труда на его рабочем месте, расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве и (или) его профессионального заболевания.
Работник имеет право на:
рабочее место, соответствующее требованиям по охране труда;
обеспечение необходимыми средствами индивидуальной защиты, средствами коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, оснащенными необходимыми устройствами и средствами;
отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при не предоставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда. При отказе от выполнения порученной работы по указанным основаниям работник обязан незамедлительно письменно сообщить работодателю, предоставляющему работу гражданам по трудовым договорам (далее — наниматель), либо уполномоченному должностному лицу нанимателя о мотивах такого отказа, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, за исключением выполнения вышеуказанной работы.
Работающий по гражданско-правовому договору в местах, предоставленных работодателем, вправе отказаться от исполнения гражданско-правового договора полностью или частично в случае, если работодателем не созданы или ненадлежащим образом созданы безопасные условия для выполнения работы (оказания услуги), предусмотренной гражданско-правовым договором, а также в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности. При отказе от выполнения работы (оказания услуги) по указанным основаниям работающий по гражданско-правовому договору обязан незамедлительно письменно сообщить работодателю о мотивах такого отказа.
Статья 12. Ограничения на выполнение отдельных видов работ
Не допускается привлечение работающих к работам, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.
Ограничения на выполнение отдельных видов работ для некоторых категорий работников устанавливаются Трудовым кодексом Республики Беларусь, Законом, иными актами законодательства.
Статья 14. Гарантии права работающих на охрану труда
Для реализации права работающих на охрану труда государство осуществляет государственное управление в области охраны труда, надзор за соблюдением законодательства об охране труда и устанавливает ответственность за нарушение законодательства об охране труда.
Гарантии права работников на охрану труда определяются Трудовым кодексом Республики Беларусь, Законом, иными актами законодательства.
Гарантии права работающих по гражданско-правовым договорам на охрану труда определяются в этих договорах в соответствии с законодательством.
Гарантии права на охрану труда иных категорий работающих определяются в соответствии с законодательством.
Статья 19 Закона. Обязанности работающего в области охраны труда
Работающий обязан:
соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;
использовать и правильно применять средства индивидуальной защиты и средства коллективной защиты;
проходить в установленном законодательством порядке медицинские осмотры, обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;
заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории организации;
немедленно сообщать работодателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, оказывать содействие работодателю в принятии мер по оказанию необходимой помощи потерпевшим и доставке их в организацию здравоохранения;
исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством об охране труда.
Работник несет обязанности:
по выполнению норм и обязательств по охране труда, предусмотренных коллективным договором, соглашением, трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, функциональными (должностными) обязанностями;
в случае отсутствия средств индивидуальной защиты по немедленному уведомлению об этом непосредственного руководителя либо иного уполномоченного должностного лица нанимателя;
по оказанию содействия и сотрудничеству с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленному извещению своего непосредственного руководителя или иного уполномоченного должностного лица нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья.