Главная Новости Государственные закупки: изменения в законодательстве, вступающие в силу в 2024 году.

Государственные закупки: изменения в законодательстве, вступающие в силу в 2024 году.

Внесены изменения  в Закон Республики Беларусь  от 13.07.2012 года    № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон о государственных закупках) законом Республики Беларусь  от 31 января 2024 г. № 354-З «Об изменении  Закона Республики Беларусь  «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон).

Часть положений Закона вступили в силу 04.02.2024 г., после его официального опубликования, а именно:

— введены понятия «договора жизненного цикла» и «ориентировочной стоимости общей потребности в однородных товарах (работах, услугах)»;

— введен термин «особенности осуществления государственных закупок»;

— определение товара, как предмета государственной закупки  уточнено за счет включения  в его содержание таких объектов, как имущественные права;

— определены случаи нераспространения на определенные отношения;

— уточнены правила выбора процедуры закупки;

— изменен порядок  формирования и ведения  годового плана государственных закупок;

— изменены правила описания предмета государственной закупки;

— закреплена  возможность заключения договора  госзакупки на срок  свыше одного года;

— дополнен перечень обязательных условий  договора государственной закупки;

— увеличен порог до 500 БВ для закупок с применением процедуры  закупки из одного источника по п.9  Приложения к Закону о государственных закупках и ряд других положений.

 Оставшаяся часть положений вступает в силу  через три и шесть месяцев после официального опубликования, соответственно, 04.05.2024 г. и 04.08.2024 г.  

В частности, Законом о государственных закупках устанавливается  ориентировочная стоимость годовой потребности  в однородных товарах (работах, услугах), под которой понимается  предполагаемая стоимость потребности  в однородных товарах (работах, услугах)  на финансовый год; вводится  предельная стоимость  предмета государственной закупки  вместо ориентировочной стоимости; дополнен перечень документов для размещения на ГИАС (государственной  информационно-аналитической системе  управления государственными закупками; установлены  требования к условиям договора  на случай приобретения товаров (работ, услуг) без объема (количества); изменены правила проведения процедуры госзакупки с участием субъектов малого и среднего   предпринимательства.

Важной новацией Закона является  установление правил  ограничения участия в государственных закупках аффилированных лиц, которые закреплены в ст. 161 Закона о государственных закупках. 

Для целей  Закона о государственных закупках аффилированными лицами, за исключением случаев, установленных частями второй и третьей  пункта 1 ст. 161 указанного закона являются:

для участника – юридического лица:

юридические лица, собственником имущества которых является участник;

юридические, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками имущества участника;

юридические лица, имеющие одного и того же собственника имущества с участником;

юридические лица, акциями (долями в уставных фондах) которых в размере пятидесяти и более процентов владеет или имеет право распоряжаться участник;

юридические, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, владеющие или имеющие право распоряжаться акциями (долями в уставном фонде) участника в размере пятидесяти и более процентов;

юридические лица, если и у них, и у участника одно и то же юридическое или физическое лицо владеет или имеет право распоряжаться акциями (долями в уставных фондах) в размере пятидесяти и более процентов;

юридические лица, решения которых может определять участник вследствие осуществления полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица либо наличия права давать юридическому лицу обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов или заключенного договора;

юридические, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которые могут определять решения участника вследствие осуществления полномочий его единоличного исполнительного органа либо наличия права давать ему обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов или заключенного договора;

юридические лица, если и их решения, и решения участника может определять одно и то же юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, вследствие осуществления полномочий единоличного исполнительного органа либо наличия права давать им обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов или заключенного договора;

Для участника – физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя:

юридические лица, собственником имущества которых является участник;

юридические лица, акциями (долями в уставных фондах) которых в размере пятидесяти и более процентов владеет или имеет право распоряжаться участник;

юридические лица, решения которых может определять участник вследствие осуществления полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица либо наличия права давать юридическому лицу обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов или заключенного договора;

супруг (супруга), родители, усыновители (удочерители), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), дед, бабка, внуки участника, в том числе являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Для целей Закона о государственных закупках аффилированными лицами с заказчиком, организатором и (или) другими участниками процедуры государственной закупки не являются юридические лица, если:

имущество таких юридических лиц находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы;

более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) таких юридических лиц принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице.

Не являются также аффилированными лицами с заказчиком, организатором и (или) другими участниками процедуры государственной закупки юридические лица, соответствующие условиям, установленным подпунктом 1.1 части первой настоящего пункта, только по причине того, что:

они находятся в подчинении (составе, системе) одного и того же государственного органа;

участник находится в подчинении (составе, системе) заказчика (организатора) – государственного органа;

они созданы одним общественным объединением инвалидов;

они являются участниками одного холдинга, одного государственного объединения, организациями системы потребительской кооперации.

Согласно ст. 3 Закона, действие законодательства о государственных закупках распространяется на заключение договоров аренды, обязательства заказчика по которым исполняются полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, за исключением заключения договоров аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, относящихся к основным средствам машин, оборудования, транспортных средств, иного движимого имущества, находящихся в государственной собственности, собственности хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит государству, договоров аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей для осуществления оперативно-розыскной деятельности, обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, договоров аренды земельных участков, договоров аренды имущества, находящегося за рубежом, после официального опубликования  Закона.

Другие новости центра

ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ: ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ  ДЕЙСТВИЯ И ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ИГНОРИРОВАТЬ
ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ: ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ИГНОРИРОВАТЬ

Электробезопасность является важным элементом системы охраны труда. Планирование перед началом работ в электроустановках и принятие специальных мер предосторожности помогут предотвратить травмирование работников и чрезвычайные происшествия. Игнорирование работниками опасности поражения электротоком зачастую приводит к несчастным случаям. Также причиной происшествий становится ненадлежащее выполнение технических требований и правил безопасности ответственными должностными лицами. Несоблюдение правил электробезопасности может привести к […]

ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕКТРОИЗОЛИРУЮЩИХ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ
ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕКТРОИЗОЛИРУЮЩИХ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ

Средства электрозащиты представляют собой комплекс средств, инструментов и оборудования, предотвращающих поражение человека электрическим током. К ним относятся предметы индивидуального использования, такие как диэлектрические перчатки и боты, различного рода снаряжение, изготовленное из непроводящих ток материалов, инструменты для безопасного выполнения электромонтажных работ. В процессе работы эти средства защиты подвергают эксплуатационным очередным испытаниям в соответствии с требованиями эксплуатационных […]

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕКТРОЗАЩИТНЫХ СРЕДСТВ
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕКТРОЗАЩИТНЫХ СРЕДСТВ

Нанимателю (работодателю) следует иметь ввиду, что неиспользование работниками СИЗ при выполнении работ, связанных с опасностью поражения электрическим током, может привести к трагедии. Для того, чтобы избежать травмирования работников, необходимо не только организовать надлежащий контроль за выполнением работ в электроустановках, но и в надлежащем порядке обеспечить работников средствами защиты от поражения электрическим током. В таблице Ж.1 […]

СРОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОТЧЕТОВ!
СРОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОТЧЕТОВ!

  Важная информация! Обратите внимание на сроки предоставления электронных отчетов  

ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПОВЕРКИ МАНОМЕТРОВ
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПОВЕРКИ МАНОМЕТРОВ

В соответствии со статьей 28 п. 10 Закона республики Беларусь об изменении Закона Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» №254-З от 11.11.2019 срок действия государственной поверки указан в сертификате об утверждении типа средства измерении. Интервал времени между государственными поверками не должен превышать 12 месяцев (периодичность указанна в постановлении Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от […]

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ ОБ ИЗМЕНЕНИИ КОДЕКСОВ. ТИПОВОЙ УСТАВ.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ ОБ ИЗМЕНЕНИИ КОДЕКСОВ. ТИПОВОЙ УСТАВ.

В Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее- Кодекс), наряду с другими изменениями, внесенными  Законом Республики Беларусь  от 13.11.2023 года № 312-З «Об изменении кодексов», введен институт типовых уставов – возможность использования юридическим лицом типового устава юридического лица соответствующей организационно-правовой формы, утвержденного  Правительством Республики Беларусь, за исключением отдельной группы лиц. Данная норма нашла отражение в статье 48 […]